===|  Информация о декане Факультета Журналистики А. К. Михальской  |=== 


О факультете
Учебные планы  
Декан  
Декан ВШЖ  
Кафедра 
Преподаватели  
Литература  
Публикации  
События  
Абитуриентам  

Студенческие будни...
Досуг  
Секции 

Связь
Гостевая книга 

Напишите нам 
Webmaster

Неофициальная часть
Форум студентов
Наши студенты
Ссылки



   Официальный сайт МУМа















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


На главную >>>
  

   ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ ПРОФЕССОР А. К. МИХАЛЬСКАЯ

  
ПРОФЕССИЯ – ЖУРНАЛИСТ

  И все-таки журналистика – это профессия.
 Профессия  в истинном
значении этого
 слова. Ведь
professio (лат.) – значит
 
«открытое
заявление», «объявление»,
 «показ».

  Нет, журналистика – это вовсе не власть,
 тем более «четвертая».
Journalier
 (франц.) – значит “ежедневный”.
 Подлинная журналистика -
это уникальный
 труд ежедневных открытий: себя - для себя,  всех -
для всех.
 Вспомним, что сказал о журналисте Оноре де Бальзак: «Его
 арена – весь мир, его оружие – язык».

  Вступив в новое тысячелетие, мы обнаружили, что открыли дверь в
 неведомое – так сильно все изменилось. Там, в прошлом, философы
 философствовали, проповедники проповедовали, учителя учили, а
 следователи преследовали и расследовали. Здесь, в настоящем,
 философствуют, расследуют и преследуют на  страницах газет, а
 проповедуют и учат с экрана телевизора. И все это делают одни и те же
 люди – журналисты.  Как же за пять лет достичь такой образованности и
 культуры, такой нравственной цельности, такого сознания своей
 ответственности, чтобы, получая диплом журналиста, оказаться на
 высоте своей профессиональной роли? Нужно учиться главному.   

   Мы научим вас тому, что все привыкли считать простым: читать,
 писать и говорить
.

  Но это и есть самое сложное – если читать, писать и говорить
  профессионально.

       Читать между строк. Писать так, чтобы об этом говорили.
 Говорить так, чтобы об этом писали.

  Мы это умеем. И мы знаем, как этому научить.                                

 

                                    Творческая биография

  А.К. Михальская закончила биологический ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова в 1974 г., защитив диплом на тему, сочетающую проблематику биофизики и этологии (общей теории поведения) «Помехоустойчивость акустических систем связи трех симпатрических видов кузнечиков рода Metrioptera». Окончила ф-т русского языка и литературы МГПИ им.В.И.Ленина (1979 г.) и аспирантуру по кафедре современного русского языка, кандидатская диссертация по проблемам семантики русского языка защищена на тему «Фразеологизмы со значением содействия\противодействия в современном русском языке: Опыт системного анализа» (1982 г.).

   В 1993 г. защитила первую в отечественной науке докторскую диссертацию по современной риторике («Теоретические основы педагогической риторики»), после чего ей было присвоено ученое звание профессора.

   А.К.Михальская – автор первого за последние 70 лет учебного руководства по всему курсу риторики для школы («Основы риторики. Мысль и слово. 10-11 классы», М., «Просвещение», 1996; 2-е изд. – «Дрофа», 2000 г., гриф Минобразования РФ), программы и методических рекомендаций к нему для учителя (грифы Минобразования РФ), вузовских учебных пособий по педагогической риторике («Педагогическая риторика», М., «Academia, 1998, гриф УМО) и сравнительно-исторической риторике («Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике». М., «Academia», 1996, гриф УМО), лауреат Первой степени конкурса им. А.Ф.Лосева на лучшую работу в области гуманитарных наук, лауреат творческого литературного Булгаковского конкурса газеты «Гудок» 1995 г. за статью в защиту русского языка.  

  А.К.Михальская – один из основателей современной общей отечественной риторики как теоретической и учебной дисциплины в школе и в вузе, создатель теоретических основ двух частных риторических дисциплин (сравнительно-исторической риторики и педагогической риторики ) и методических основ их преподавания в вузе, автор оригинальной методологии исследования публичного дискурса, в первую очередь – политического,  и научной методики анализа и описания речевого поведения политика, апробированных на научных конференциях МГУ («Полевая структура политического дискурса»; «Метод анализа и описания речевого поведения политика в политическом интервью» – Тез. докл. – В сб.: «Журналистика в 1999 г. Тез. науч.-практ. конф. Часть У. М., МГУ, 2000).

   В процессе преподавания в Высшей школе журналистики Международного университета (в Москве) А.К.Михальская разработала и апробировала авторские курсы «Убеждающая аргументация», «Риторические стратегии и тактики СМИ», «Межличностная коммуникация и речевое поведение» (программы курсов опубликованы в журн. «Преподаватель» УМО вузов по педобразованию РФ, 2001, №1).

   По материалам исследований политического дискурса опубликован ряд статей А.К.Михальской в прессе («Лицо власти должно быть приветливым» («Независимая газета», 12.09.1998), «О речевом поведении наших политиков» («Независимая газета», 3.12.1999) и другие). Имеются публикации и в педагогических изданиях («Риторика в гуманитаризации школьного образования» («Русский язык»: Приложение к газете «Первое сентября» 6.07.1999, статьи в журнале «Преподаватель», членом редколлегии которого А.К.Михальская является в течение последних  десяти лет).

  Ученики А.К.Михальской продолжают ее исследования в области частных риторик (в 2000 г. Т.Н. Мазур (г.Якутск) защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Профессионально ориентированная риторическая подготовка студентов-юристов в вузе»), завершают диссертации в области методики преподавания риторики в школе (О.Ф.Мартынова (г.Омск) - «Аргументация в школьном курсе риторики»), в области анализа речевого поведения (О.В.Комарова (г.Коломна) – «Речевые средства гармонизации речевого поведения в педагогическом дискурсе урока»), риторики и философии образования (представлена к защите докторская диссертация П.А.Волковой (г.Иваново) на тему «Риторические модели в гуманитарном образовании»).

  В Международном университете (в Москве) А.К.Михальская стала одним из организаторов и руководителей факультета журналистики, где ведет курсы «Практическая стилистика современного русского языка», «Убеждающая аргументация», «Риторические стратегии СМИ», «Речевое поведение в интервью», преподает на гуманитарном факультете курс риторики. 

  А.К.Михальская – автор опубликованных художественных переводов некоторых стихотворений современных английских поэтов (Р.Олдингтона, Т.Элиота, Э. Паунда, Д.Томаса), книг и материалов о собаках (Собаки: Атлас редких пород. М., 1991; Борзые. – В кн.: Энциклопедия охотника. М., 1996 и др.) и других животных («Вечные, священные, неприкосновенные». М., 1994 и др.).

   C 1991 г. Почетный член Британского клуба русской псовой борзой (British   Borzoi Club).

 

 

                                     Основные публикации

                           1. Монографии и учебные пособия

       1. Практическая риторика и ее теоретические основания. Пособие по спецкурсу. М., «Прометей», 1992. – 6 п.л.

       2. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. Учеб. пособие для студентов педвузов и университетов. Рекомендовано УМО по педобразованию. М., «Academia», 1996. – 10 п.л.

       3. Основы риторики. Мысль и слово. Учеб.пособие для 10-11 классов средних общеобразоват.школ. Допущено Минобразования РФ. М., «Просвещение», 1996. – 26 п.л.

       4. Основы риторики. Учеб. пособие для 10-11 классов средних общеобразоват. школ. Рекомендовано Минобразования РФ. Изд. 2, с изменениями и дополнениями. М., «Дрофа», 2001. –26 п.л.

       5. Педагогическая риторика: История и теория. М., “Academia”, 1998. Рекомендовано УМО по педобразованию. – 20 п.л.

       6. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник для учителя. М., МПГУ, 1994. Серия статей в данном издании общим объемом 1,5 п.л.

       7. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник для учителя. 2-е изд. Под ред. Т.А.Ладыженской и А.К.Михальской. М., “Флинта-Наука”, 1999. – 20 п.л.

      

              2. Учебно-методические разработки и рекомендации

       8.Фразеологическая семантика. Методические рекомендации к
спецсеминару для студентов ф-та рус. яз. и лит-ры. М., МГПИ
им. В.И.Ленина, 1986. – 2,5 п.л.

       9.Основы риторики. Программа для 10-11 классов
средн. общеобразоват. школ.– В сб.: Программы  по русскому
языку и литературе. М., «Просвещение», 1994.  

      10.Как учить риторике? Метод. рекомендации для учителя к учеб.
пособию “Основы риторики. Мысль и слово”. Допущ.
Минобразования РФ. М., “Просвещение”, 1996. – 7 п.л.

      11.Риторика для студентов бакалавриата по направлению
«филология» - В сб.: Риторика. Культура речи учителя
(педагогическая риторика).Сборник программ учебных курсов.
М., «Флинта»-«Наука», 1998. – 0,5 п.л.

      12. Риторика для студентов исторического факультета. Там же, 0,5
п.л.

      13. Риторика. Программа курса для студентов-нефилологов. –
«Преподаватель», 2001, №1. – 0,3 п.л.

      14. Риторические стратегии и тактики публичного дискурса. Программа курса. – Там же. –0,2 п.л.

      15. Межличностная коммуникация и речевое поведение в диаде. Программа курса. – Там же. – 0,2 п.л.

     
           3. Научные статьи и тезисы докладов на конференциях

       16. К вопросу об окружении глагольных фразеологизмов\\ Науч. Докл. Высшей школы. Филол. Науки. 1981, № 1. – 0,5 п.л.

       17. Фразеологизмы со значением содействия\противодействия, восходящие к кинематическим речениям, в современном русском языке. – В сб.: Системные отношения в лексике и фразеологии. Сб.науч.трудов. М., МГПИ им. В.И.Ленина, 1982. – 0,5 п.л.

        18. Фразеологизмы-нонсенсы в современном русском языке. – В сб.: Актуальные вопросы русской фразеологии (русский язык). М., «Прометей», 1989. – 0,5 п.л.

        19. О современной педагогической риторике\\ Педагогическое образование. М., 1990, вып.2. – 0,8 п.л.

        20. К современной концепции культуры речи\\ Науч. Докл. Высшей школы. Филол.науки. 1992. № 3. –0,8 п.л.

        21. Пути развития отечественной риторики: утрата и поиски риторического идеала\\Науч. Докл. Высшей школы. Филол. Науки. 1992. № 3. – 0,8 п.л.

        22. Сравнительно-историческая риторика как лингвокультурологическая дисциплина. – Тез.докл.науч.-метод.конф. по результатам научной программы «Русский язык, культура, история». М., 1995. – 0,2 п.л.

        23. Категория риторического. Тез.докл.науч.-метод.конф. «Культура речи-культура общения».- Воронеж, ВГУ, 1996. – 0,1 п.л.

         24. Риторика и этология. – В сб.: Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Материалы Первой всероссийской конференции по риторике. Москва 1997. 28-30 января. М., «Добросвет», 1998. – 1 п.л.

        25. Речевые средства гармонизации педагогического дискурса урока. В соавт. «Преподаватель», 2001, №1. – 0,5 п.л.

        26.Риторические примитивы, аттрактанты и репелленты. Тез.докл. – В сб.: Материалы 2 Международной конференции по риторике «Риторика и речевая коммуникация: теория-практика-преподавание».15-17 января 1998 г. М., МГУ, 1998. –0,2 п.л.

        27. Полевая структура политического дискурса. Тез.докл. – В сб.: Журналистика в 1999 г. Тез.науч.-практ.конф. Часть 5. М., МГУ, 2000. – 0,1 п.л.

28.  Метод анализа и описания речевого поведения политика в интервью. – Там же. -),1 п.л.

29.  Язык российских СМИ как манипулирующая система. – В сб.: Язык

СМИ как объект междисциплинарного исследования. Материалы Международной научной конференции. 25-26 октября 2001 г. – М., МГУ,  2001. – 0,2 п.л.

 

                                          4. Авторефераты

 

         30. Фразеологизмы о значением содействия\противодействия в современном русском языке: Опыт системного анализа. Автореф.дисс….канд.филол.наук. М., МГПИ им. В.И.Ленина, 1982. – 1 п.л.

         31. Теоретические основы педагогической риторики. Автореф.дисс….докт.пед.наук. М., МПГУ им. В.И.Ленина, 1993. – 2 п.л.

 

                                     5. Рецензии, рефераты

 

Более 20 публикаций в РЖ  ИНИОН, сер. Языкознание (1983-1988).

 
     

                            6. Основные публикации в прессе

             

         32.Согласие разногласного в общем хоре жизни, или Нечто о риторике. Интервью \\ Социум, М., 1992, № 7 (19). – 0,4 п.л.

         34.Утрата и поиски речевого идеала \\ Социум, М., 1992, № 9 (21). – 0,4 п.л.

          35.Словесный терроризм царит в средствах массовой информации \\ Гудок, 7 октября 1995. – 0,25 п.л.

          36. Лицо власти должно быть приветливым. Интервью. «Независимая газета», 12.09.1998, с.16.

37. О речевом поведении наших политиков. «Независимая газета», 3.12.1999, с.8.

           38.Риторика в гуманитаризации школьного образования. «Русский язык»: приложение к газете «Первое сентября». 6.07.1999, с.1-2.

        (Публикации в журнале «Преподаватель см. выше, №№ 13-15).

          (Всего около 100 публикаций, исключая книги и научно-популярные статьи по биологической проблематике, художественные переводы и пр.).


 



   

 

В каком ВУЗе Вы учитесь?
Государственном
Негосударственном
Результаты голосования
Другие голосования на
Журфаке МУМ

 

Образование в России в последнее время...
Заметно улучшилось
Улучшилось
Осталось как было
Ухудшилось
Заметно ухудшилось
Результаты голосования
Другие голосования на
Журфаке МУМ

 Добавить в избранное ура ру хмао

 

Используются технологии uCoz