ДЕКАН
ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ
ПРОФЕССОР А. К. МИХАЛЬСКАЯ
ПРОФЕССИЯ – ЖУРНАЛИСТ
И
все-таки журналистика – это
профессия.
Профессия
в истинном
значении
этого
слова. Ведь professio
(лат.) – значит
«открытое
заявление»,
«объявление»,
«показ».
Нет,
журналистика – это вовсе не
власть,
тем более «четвертая».
Journalier
(франц.) – значит “ежедневный”.
Подлинная журналистика -
это
уникальный
труд ежедневных открытий: себя - для себя, всех -
для
всех.
Вспомним, что сказал о
журналисте Оноре де Бальзак:
«Его
арена – весь мир, его
оружие – язык».
Вступив
в новое тысячелетие, мы
обнаружили, что открыли
дверь в
неведомое – так сильно
все изменилось. Там, в
прошлом, философы
философствовали,
проповедники проповедовали,
учителя учили, а
следователи
преследовали и расследовали.
Здесь, в настоящем,
философствуют,
расследуют и преследуют на
страницах газет, а
проповедуют и учат с
экрана телевизора. И все это
делают одни и те же
люди – журналисты.
Как же за пять лет
достичь такой
образованности и
культуры, такой
нравственной цельности,
такого сознания своей
ответственности, чтобы,
получая диплом журналиста,
оказаться на
высоте своей
профессиональной роли?
Нужно учиться главному.
Мы
научим вас тому, что все
привыкли считать простым:
читать,
писать и говорить.
Но
это и есть самое сложное –
если читать, писать и
говорить
профессионально.
Читать
между строк. Писать так,
чтобы об этом говорили.
Говорить так, чтобы об этом
писали.
Мы
это умеем. И мы знаем, как
этому научить.
Творческая
биография
А.К. Михальская закончила
биологический ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова
в 1974 г., защитив диплом на
тему, сочетающую
проблематику биофизики и
этологии (общей теории
поведения) «Помехоустойчивость
акустических систем связи
трех симпатрических видов
кузнечиков рода Metrioptera».
Окончила ф-т русского языка
и литературы МГПИ им.В.И.Ленина
(1979 г.) и аспирантуру по
кафедре современного
русского языка,
кандидатская диссертация по
проблемам семантики
русского языка защищена на
тему «Фразеологизмы со
значением содействия\противодействия
в современном русском языке:
Опыт системного анализа» (1982
г.).
В
1993 г. защитила первую в
отечественной науке
докторскую диссертацию по
современной риторике («Теоретические
основы педагогической
риторики»), после чего ей
было присвоено ученое
звание профессора.
А.К.Михальская
– автор первого за
последние 70 лет учебного
руководства по всему курсу
риторики для школы («Основы
риторики. Мысль и слово. 10-11
классы», М., «Просвещение»,
1996; 2-е изд. – «Дрофа», 2000 г.,
гриф Минобразования РФ),
программы и методических
рекомендаций к нему для
учителя (грифы
Минобразования РФ),
вузовских учебных пособий
по педагогической риторике («Педагогическая
риторика», М., «Academia,
1998, гриф УМО) и сравнительно-исторической
риторике («Русский Сократ.
Лекции по сравнительно-исторической
риторике». М., «Academia»,
1996, гриф УМО), лауреат Первой
степени конкурса им. А.Ф.Лосева
на лучшую работу в области
гуманитарных наук, лауреат
творческого литературного
Булгаковского конкурса
газеты «Гудок» 1995 г. за
статью в защиту русского
языка.
А.К.Михальская
– один из основателей
современной общей
отечественной риторики как
теоретической и учебной
дисциплины в школе и в вузе,
создатель теоретических
основ двух частных
риторических дисциплин (сравнительно-исторической
риторики и педагогической
риторики ) и методических
основ их преподавания в вузе,
автор оригинальной
методологии исследования
публичного дискурса, в
первую очередь –
политического,
и научной методики
анализа и описания речевого
поведения политика,
апробированных на научных
конференциях МГУ («Полевая
структура политического
дискурса»; «Метод анализа и
описания речевого поведения
политика в политическом
интервью» – Тез. докл. – В сб.:
«Журналистика в 1999 г. Тез.
науч.-практ. конф. Часть У. М.,
МГУ, 2000).
В
процессе преподавания в
Высшей школе журналистики
Международного
университета (в Москве) А.К.Михальская
разработала и апробировала
авторские курсы «Убеждающая
аргументация», «Риторические
стратегии и тактики СМИ», «Межличностная
коммуникация и речевое
поведение» (программы
курсов опубликованы в журн.
«Преподаватель» УМО вузов
по педобразованию РФ, 2001, №1).
По
материалам исследований
политического дискурса
опубликован ряд статей А.К.Михальской
в прессе («Лицо власти
должно быть приветливым» («Независимая
газета», 12.09.1998), «О речевом
поведении наших политиков» («Независимая
газета», 3.12.1999) и другие).
Имеются публикации и в
педагогических изданиях («Риторика
в гуманитаризации школьного
образования» («Русский язык»:
Приложение к газете «Первое
сентября» 6.07.1999, статьи в
журнале «Преподаватель»,
членом редколлегии которого
А.К.Михальская является в
течение последних
десяти лет).
Ученики
А.К.Михальской продолжают ее
исследования в области
частных риторик (в 2000 г. Т.Н.
Мазур (г.Якутск) защищена
диссертация на соискание
ученой степени кандидата
педагогических наук на тему
«Профессионально
ориентированная
риторическая подготовка
студентов-юристов в вузе»),
завершают диссертации в
области методики
преподавания риторики в
школе (О.Ф.Мартынова (г.Омск) -
«Аргументация в школьном
курсе риторики»), в области
анализа речевого поведения (О.В.Комарова
(г.Коломна) – «Речевые
средства гармонизации
речевого поведения в
педагогическом дискурсе
урока»), риторики и
философии образования (представлена
к защите докторская
диссертация П.А.Волковой (г.Иваново)
на тему «Риторические
модели в гуманитарном
образовании»).
В
Международном университете
(в Москве) А.К.Михальская
стала одним из
организаторов и
руководителей факультета
журналистики, где ведет
курсы «Практическая
стилистика современного
русского языка», «Убеждающая
аргументация», «Риторические
стратегии СМИ», «Речевое
поведение в интервью»,
преподает на гуманитарном
факультете курс риторики.
А.К.Михальская – автор
опубликованных
художественных переводов
некоторых стихотворений
современных английских
поэтов (Р.Олдингтона, Т.Элиота,
Э. Паунда, Д.Томаса), книг и
материалов о собаках (Собаки:
Атлас редких пород. М., 1991;
Борзые. – В кн.: Энциклопедия
охотника. М., 1996 и др.) и
других животных («Вечные,
священные, неприкосновенные».
М., 1994 и др.).
C
1991 г. Почетный член
Британского клуба русской
псовой борзой (British
Borzoi Club).
Основные
публикации
1.
Монографии и учебные
пособия
1. Практическая риторика и ее
теоретические основания.
Пособие по спецкурсу. М., «Прометей»,
1992. – 6 п.л.
2. Русский
Сократ. Лекции по
сравнительно-исторической
риторике. Учеб. пособие для
студентов педвузов и
университетов.
Рекомендовано УМО по
педобразованию. М., «Academia», 1996. – 10 п.л.
3. Основы риторики. Мысль и
слово. Учеб.пособие для 10-11
классов средних
общеобразоват.школ.
Допущено Минобразования РФ.
М., «Просвещение», 1996. – 26 п.л.
4. Основы риторики. Учеб.
пособие для 10-11 классов
средних общеобразоват.
школ.
Рекомендовано
Минобразования РФ. Изд. 2, с
изменениями и дополнениями.
М., «Дрофа», 2001. –26 п.л.
5. Педагогическая риторика:
История и теория. М., “Academia”,
1998. Рекомендовано УМО по
педобразованию. – 20 п.л.
6. Педагогическое
речеведение. Словарь-справочник
для учителя. М., МПГУ, 1994.
Серия статей в данном
издании общим объемом 1,5 п.л.
7.
Педагогическое речеведение.
Словарь-справочник для
учителя. 2-е изд. Под ред. Т.А.Ладыженской
и А.К.Михальской. М., “Флинта-Наука”,
1999. – 20 п.л.
2. Учебно-методические
разработки и рекомендации
8.Фразеологическая
семантика. Методические
рекомендации к
спецсеминару для студентов
ф-та рус. яз. и лит-ры. М., МГПИ
им. В.И.Ленина, 1986. – 2,5 п.л.
9.Основы риторики. Программа
для 10-11 классов
средн. общеобразоват. школ.–
В сб.: Программы
по русскому
языку и литературе. М., «Просвещение»,
1994.
10.Как
учить риторике? Метод.
рекомендации для учителя к
учеб.
пособию “Основы риторики.
Мысль и слово”. Допущ.
Минобразования РФ. М., “Просвещение”,
1996. – 7 п.л.
11.Риторика для студентов
бакалавриата по направлению
«филология» - В сб.: Риторика.
Культура речи учителя
(педагогическая риторика).Сборник
программ учебных курсов.
М., «Флинта»-«Наука», 1998. – 0,5
п.л.
12. Риторика
для студентов исторического
факультета. Там же, 0,5
п.л.
13. Риторика. Программа курса
для студентов-нефилологов.
–
«Преподаватель», 2001, №1. – 0,3
п.л.
14.
Риторические стратегии и
тактики публичного дискурса.
Программа курса.
– Там же. –0,2 п.л.
15.
Межличностная коммуникация
и речевое поведение в диаде.
Программа курса. – Там же. –
0,2 п.л.
3.
Научные статьи и тезисы
докладов на конференциях
16. К вопросу об окружении
глагольных фразеологизмов\\
Науч. Докл. Высшей школы.
Филол. Науки. 1981, № 1. – 0,5 п.л.
17.
Фразеологизмы со значением
содействия\противодействия,
восходящие к кинематическим
речениям, в современном
русском языке. – В сб.:
Системные отношения в
лексике и фразеологии. Сб.науч.трудов.
М., МГПИ им. В.И.Ленина, 1982. –
0,5 п.л.
18.
Фразеологизмы-нонсенсы в
современном русском языке.
– В сб.: Актуальные вопросы
русской фразеологии (русский
язык). М., «Прометей», 1989. – 0,5
п.л.
19. О
современной педагогической
риторике\\ Педагогическое
образование. М., 1990, вып.2. – 0,8
п.л.
20. К
современной концепции
культуры речи\\ Науч. Докл.
Высшей школы. Филол.науки.
1992. № 3. –0,8 п.л.
21. Пути
развития отечественной
риторики: утрата и поиски
риторического идеала\\Науч.
Докл. Высшей школы. Филол.
Науки. 1992. № 3. – 0,8 п.л.
22.
Сравнительно-историческая
риторика как
лингвокультурологическая
дисциплина. – Тез.докл.науч.-метод.конф.
по результатам научной
программы «Русский язык,
культура, история». М., 1995. –
0,2 п.л.
23.
Категория риторического.
Тез.докл.науч.-метод.конф. «Культура
речи-культура общения».-
Воронеж, ВГУ, 1996. – 0,1 п.л.
24.
Риторика и этология. – В сб.:
Предмет риторики и проблемы
ее преподавания. Материалы
Первой всероссийской
конференции по риторике.
Москва 1997. 28-30 января. М., «Добросвет»,
1998. – 1 п.л.
25.
Речевые средства
гармонизации
педагогического дискурса
урока. В соавт. «Преподаватель»,
2001, №1. – 0,5 п.л.
26.Риторические
примитивы, аттрактанты и
репелленты. Тез.докл. – В сб.:
Материалы 2 Международной
конференции по риторике «Риторика
и речевая коммуникация:
теория-практика-преподавание».15-17
января 1998 г. М., МГУ, 1998. –0,2 п.л.
27.
Полевая структура
политического дискурса. Тез.докл.
– В сб.: Журналистика в 1999 г.
Тез.науч.-практ.конф. Часть 5.
М., МГУ, 2000. – 0,1 п.л.
28.
Метод
анализа и описания речевого
поведения политика в
интервью. – Там же. -),1 п.л.
29.
Язык
российских СМИ как
манипулирующая система. – В
сб.: Язык
СМИ
как объект
междисциплинарного
исследования. Материалы
Международной научной
конференции. 25-26 октября 2001 г.
– М., МГУ,
2001. – 0,2 п.л.
4. Авторефераты
30. Фразеологизмы о
значением содействия\противодействия
в современном русском языке:
Опыт системного анализа.
Автореф.дисс….канд.филол.наук.
М., МГПИ им. В.И.Ленина, 1982. – 1
п.л.
31.
Теоретические основы
педагогической риторики.
Автореф.дисс….докт.пед.наук.
М., МПГУ им. В.И.Ленина, 1993. – 2
п.л.
5. Рецензии, рефераты
Более
20 публикаций в РЖ
ИНИОН, сер. Языкознание
(1983-1988).
6. Основные публикации
в прессе
32.Согласие
разногласного в общем хоре
жизни, или Нечто о риторике.
Интервью \\ Социум, М., 1992, № 7
(19). – 0,4 п.л.
34.Утрата и
поиски речевого идеала \\
Социум, М., 1992, № 9 (21). – 0,4 п.л.
35.Словесный
терроризм царит в средствах
массовой информации \\ Гудок,
7 октября 1995. – 0,25 п.л.
36. Лицо
власти должно быть
приветливым. Интервью. «Независимая
газета», 12.09.1998, с.16.
37. О речевом
поведении наших политиков. «Независимая
газета», 3.12.1999, с.8.
38.Риторика
в гуманитаризации школьного
образования. «Русский язык»:
приложение к газете «Первое
сентября». 6.07.1999, с.1-2.
(Публикации
в журнале «Преподаватель см.
выше, №№ 13-15).
(Всего
около 100 публикаций,
исключая книги и научно-популярные
статьи по биологической
проблематике,
художественные переводы и
пр.).
|