===|  Публикации  |=== 


О факультете
Учебные планы  
Декан  
Декан ВШЖ  
Кафедра 
Преподаватели  
Литература  
Публикации  
События  
Абитуриентам  

Студенческие будни...
Досуг  
Секции 

Связь
Гостевая книга 

Напишите нам 
Webmaster

Неофициальная часть
Форум студентов
Наши студенты
Ссылки



   Официальный сайт МУМа
















На главную >>>
  

   ПУБЛИКАЦИИ

  Михальская А.К., д.п.н., проф., Международный университет (в Москве),  
 декан ф-та журналистики.

  Тезисы доклада на конференции «Язык СМИ как объект
 междисциплинарных исследований». М., МГУ, филологический ф-т, 25-26
 октября 2001. Опубликовано в сборнике тезисов конференции (М., МГУ,
 2001).

         ЯЗЫК РОССИЙСКИХ СМИ КАК МАНИПУЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА

 В исследованиях языка и речи СМИ отмечается «значительная деформация» «всей совокупности культурно-речевых норм» (Сковородников, 1998 и мн.др.). Причины этого филологи видят в недостаточной подготовке журналистов. Соответственно определяются и пути выхода из сложившейся ситуации: представляется, что стоит только снабдить журналистов необходимыми знаниями – и результаты не заставят себя ждать. «Отсутствие филологической культуры.., ответственности за сказанное слово, видение только сиюминутного и нежелание предвидеть последствия своих слов… У наших СМИ нет ощущения того, что своими текстами они формируют массовое общественное сознание» (Аннушкин, 2000, с.14) – вот, кажется, очевидные причины языкового хаоса в СМИ. Поможет же «знание зон неблагополучия в культурно-речевом пространстве СМИ», которое «необходимо журналистам, редакторам» (Сковородников, 1998, с.17). Ср. характерный заголовок материала о круглом столе «Русский язык в эфире» в «Независимой газете»: «Журналистов надо учить и учить» (02.12.2000). С этим нельзя не согласиться. Однако языковой хаос, воцарившийся в СМИ, кажется таковым лишь на первый взгляд. Спустя десятилетие после начала «перестройки» стало ясно, что т.н. «зоны культурно-речевого неблагополучия» журналисты ощущают и используют именно как «зоны собственного благополучия», а «формируют общественное массовое сознание» не только осознанно, но и умело. Теперь в этом хаотическом состоянии речевой среды, создаваемом и поддерживаемом СМИ, стали вырисовываться некие структурообразующие принципы, начали обнаруживаться скрытые закономерности, диктующие необходимость иных подходов к изменению сложившегося положения.

     Эти структурообразующие принципы публичного дискурса видятся все отчетливее по мере изменения системы основных функций российских СМИ в последнее десятилетие. Не успев окрепнуть, извращается «информационная» функция, теряют значение функции «критики» и «контроля», отходит на задний план «образовательная», исчезает функция «артикуляции» (Реснянская, 2001). К началу нового века всех их властно вытесняет функция манипуляции общественным мнением.  Причины этого лежат в двух областях – в экономической (нерентабельность СМИ, их финансирование государством, непосредственное или скрытое (Дзялошинский И.М., 2001 и др.)) и в политической (возвращение государства к монологическому, манипулирующему коммуникативному стилю в общении с населением, потребность государства в эффективной манипуляции, при слабости структур гражданского общества (Реснянская. 2001)).

     В результате дискурс СМИ, выполняя функцию манипуляции как основную, приобретает и структуру манипулирующего дискурса, с характерной полевой организацией, специфическим скудным «словарем» (лексические риторические примитивы – аттрактанты и репелленты, мифогенные тропы), упрощенным синтаксисом (мифогенные риторические фигуры, в первую очередь – антитеза), с отказом от рациональной аргументации. Обслуживая «рекламную коммуникацию» (Хабермас, 1989), язык и речь СМИ окончательно уподобляются языку и речи рекламы. В этом явлении,  социально и культурно опасном, даже губительном, также проявляется «интеграция рекламы и СМИ», исследованная Евстафьевым (2001).

     Манипулирующая функция СМИ легче осуществляется на фоне неустойчивого, нарушенного статуса структурно-языковых норм и с помощью «языка улицы». Отнюдь не случайно поэтому как почти полное безразличие руководителей массовых СМИ, печатных и электронных, к элементарной грамотности журналистов и текстов, так и осознанное предпочтение большинством редакторов самого низкого типа речевой культуры – жаргонизирующего (арготизирующего) (Сиротинина, 1995) в качестве основы корпоративного стиля издания (канала). «Язык улицы» в современной России – это язык зоны. В общественном сознании его статус определен не только СМИ, но и публично использующими его политиками, олицетворяющими власть и государство.

     Особенно опасно такое «снятие» языковых, речевых и риторических норм, такое «освобождение» от них, такая эмоциональная поляризация публичного дискурса именно для русской национальной культуры, носители которой обладают непосредственной и сильной эмоциональной реакцией на СЛОВО и в силу специфики национального характера склонны либо к резким, «максималистским», взрывным проявлениям этой реакции (Касьянова, 1992), либо, напротив, к глубокому унынию, пассивности, фрустрации в ответ на «поляризованные» манипулирующие тексты (Репина Е.И., в печати). Недаром в ходе столетий у русских выработался особый, оберегающий и людей, и общество в целом, гармонизирующий идеал речи упорядоченной и спокойной, скромной и разумной, уравновешенной и обоснованной, а в оценках – осторожной и сдержанной.

     Только изменение коммуникативного стиля государства в общении с народом, при одновременном становлении и развитии структур гражданского общества, только совокупное внимание как государства, так и общества, к языку и речи в отечественных СМИ, внимание постоянное и серьезное, способны изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию. Журналистов же, действительно, тем временем надо учить и учить!  

    1. Аннушкин В.И. Русские учения о речи\\ Речевое общение. Спец. вестник. Красноярск, 2000. 2.Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2001. 3.Евстафьев В.А. СМИ в системе массовых коммуникаций в России \\ Автореф…докт.фил.н. М., МГУ, 2001. 4. Касьянова К.В. О русском национальном характере. М., 1992. 5.Михальская А.К. Полевая структура политического дискурса\\Журналистика в 1999 г.: Тез.науч.-практ. конф. Ч.5. М., МГУ, 2000. 6.Репина И.Е. Эпатажный текст как тип текста. В печати. 7. Реснянская Л.Л. Двусторонняя коммуникация: Методика организации общественного диалога. М., 2001. 8. Сиротинина О.Б. Устная речь и типы речевых культур\\Русистика сегодня. М., 1995.9. Сковородников А.П. О состоянии речевой культуры в российских средствах массовой информации\\Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Науч.-метод.бюллетень. №3 (7). Красноярск, 1998. 10.Habermas J. The structural transformation of the public sphere. Mass., 1989.

 



   

 

В каком ВУЗе Вы учитесь?
Государственном
Негосударственном
Результаты голосования
Другие голосования на
Журфаке МУМ

 

Образование в России в последнее время...
Заметно улучшилось
Улучшилось
Осталось как было
Ухудшилось
Заметно ухудшилось
Результаты голосования
Другие голосования на
Журфаке МУМ

 Добавить в избранное ура ру хмао

 

Используются технологии uCoz